Перейти к содержанию
Николаевский развлекательный форум
Санечка

Маршрутные Такси: Об Опасности И Не Только

Рекомендуемые сообщения

Сказать, что в городе корабелов появились проблемы с пассажирскими перевозками - значит не сказать ничего. Постоянные автомобильные пробки на остановках из-за снующих во все стороны многочисленных маршрутных такси, а как следствие - и создание аварийных ситуаций. Неожиданные маневры маршрутчиков, «перелетающих» из крайнего третьего в крайний первый ряд в гонке за лишним пассажиром. Усугубляет ситуацию и хлынувший в последнее время на николаевские дороги огромный поток легковушек - как местных, так и транзитных. Да и последнее нововведение с перекрытием улицы Спасской сыграло немаловажную роль в накаливании ситуации на улицах города. Но это всего лишь верхушка того айсберга, который обрушился на головы николаевцев.

 

 

 

Маршрутки - как спасательный жилет кризиса 90-х и что из этого вышло

 

Так уж сложилось в Николаеве в силу исторических особенностей градостроительной планировки города, что весьма набившее оскомину большинству мало-мальски крупным городам такое явление, как автомобильные пробки нас до нынешнего времени обходило стороной. Да оно и неудивительно. Ведь большинство центральных улиц - проспект Ленина, Садовая, Адмиральская, Пушкинская, Чкалова, Чигрина - шириной в сто и более метров. Именно поэтому корабельному краю - хотя, конечно, сейчас назвать Николаевщину корабельным краем можно лишь с огромной натяжкой - до последнего времени удавалось счастливо избегать этого проклятия всех современных городов.

 

И вот дождались... Можно, конечно, до хрипоты в голосе перечислять немыслимое количество причин, которые привели к этому, но остановимся на одной из них - маршрутные такси.

 

Сейчас, особенно в свете экономического кризиса, обрушившегося на мировой финансовый рынок, в памяти всплывают «незабываемые» 90-е. Именно тогда на фоне «лопающихся», словно мыльные пузыри, коммунальных предприятий решение о переходе на частные структуры в сфере пассажирских перевозок многим казалось как нельзя лучшим. Приказавшие долго жить государственные автопарки со своими «старичками» «Лиазами» и другим не менее устаревшим подвижным составом на тот момент уже не могли физически справиться с пассажиропотоком города. Именно в этот момент Николаев, словно спасительный плот, и наводнили многочисленные «Рафы», «Топики», «Шараповцы», а позже и «любимые» всеми «Газели».

Но шло время. Рядовые украинцы, а николаевцы не стали исключением, почувствовав хоть какую-то стабильность, стали баловать себя «подарками» в виде новеньких авто. Кто-то их брал в кредит, кому-то везло больше, и им удавалось наскрести на четырехколесного друга «без поддержки» банков.

Как бы оно там ни было, но факт остается фактом - по статистике, о чем не единожды говорил начальник УГАИ николаевской области Геннадий Погорелов, накануне экономического кризиса на дороги города корабелов каждый месяц «выходило» около тысячи авто. Если добавить в общий котел еще и факт того, что Николаев - транзитный город, картина вырисовывается весьма интересная - городские дороги уже физически не справляются с транспортным потоком. Нет, ну, конечно, нам еще далеко до киевских пробок, а уж тем более - до таких, как в Москве, но, как говорится, старт дан. В свете всего этого немаловажную роль занимают все те же маршрутки, колесящие по городу в неимоверных количествах.

 

Но... как сегодня показывает практика, «спасательный жилет» в виде маршрутных такси уже давно устарел и изжил себя. В силу своей конструкторской планировки маршрутки, а особенно такое диво общественного транспорта, как «Газель», могут увезти (во всяком случае, по техпаспорту) не более 12-13 человек. Практика же показывает - общественный транспорт у нас резиновый и если хорошо вдохнуть, можно в них затрамбовать значительно больше пассажиров. Как следствие, людям приходится в салонах маршруток «играть в пятнашки» и «кататься» в позе китайского иероглифа. Нет, ну, конечно же, обязательно найдется тот, кто скажет, что все, разъезжающие в маршрутках стоя, просто садомазохисты и вообще не уважают себя как личность.... Хотя, имеется в этой ситуации и другая сторона медали. Того количества маршруток, опять-таки в силу конструкторской мысли их спроектировавшей, не хватает для нормальной перевозки пассажиров. И в рабочую перевозку у тех, кто живет на окраинах, появляется шанс поселиться на остановке. Вот и выходит, что люди готовы платить за «удовольствие» потолкаться в тесных салонах, лишь бы только добраться до дома.

 

Безопасность прежде всего?

 

В силу вышеизложенного возникает важный вопрос - насколько все-таки безопасно ездить в микроавтобусах? Особенно стоя. Ведь не зря же на своих пресс-конференциях практически все «высокопоставленные» сотрудники ГАИ уделяют внимание стоячим пассажирам, неизменно останавливаясь на негативности подобного момента. Как показывают исследования, проводимые около трех лет назад журналом «За рулем», о безопасности «стояков» речи идти не может - в микроавтобусе хотя бы сидячим пассажирам остаться в живых.

 

По сути, в программу сертификации микроавтобуса такого класса, как «Газель» - заметьте, я не пытаюсь «утопить» эту марку, а просто констатирую факт - краш-тест как таковой не входит. Так что, в принципе, формальных претензий к ГАЗу нет - он играет по всем существующим правилам. Правда, эти правила уже давно устарели и, например, в Европе, куда мы стремимся «всеми фибрами своей души», уже давно пассажиры ездят «наглухо» пристегнутыми к своим сидениям. По сути, требования безопасности к конкурирующим в своей маневренности и динамике микроавтобусам стоило бы ужесточить и у нас. Пока же у украинских чиновников за дележом своих портфелей до этого руки не доходят, но сейчас не об этом.

 

Итак. Для проведения «испытания на прочность» была выбрана заводская модификация «Газели» - четырнадцатиместный (вместе с водителем) микроавтобус марки ГАЗ-322132, сконструированный на базе транспортного средства категории М2. На водительское место «испытатели» усадили наиболее современный манекен - Гибрид-3 - позволяющий фиксировать при ударе множество параметров. Что же касается пассажирских кресел, то здесь посложнее - ведь непристегнутым «пассажирам» еще придется кувыркаться по салону. Поэтому назад усадили шесть более простых манекенов, соответствующих телу человека по весу, подвижности конечностей и сочленений, твердости и прочности покровных материалов.

 

И вот он - долгожданный миг. Автомобиль начинает двигаться, по помещению разносится нарастающий гул лебедки, на обозрение зрителей «вылетает» «Газель». Удар, грохот, машина подпрыгивает, падает, разлетаются обломки - и секунд на пятнадцать воцаряется тишина. Главный итог испытаний: в салоне два «трупа», два «кандидата» на тот свет и три инвалида.

 

Не буду утомлять читателя множеством цифр и формул, а остановлюсь всего лишь на некоторых итоговых моментах.

 

Удар произошел на скорости 54,8 км/ч - лебедка, рассчитанная на легковушки, не смогла разогнать почти трехтонную "Газель" до 56 км/ч. Учитывая квадратичную зависимость от скорости, при испытаниях не удалось добрать около 5% энергии столкновения. Кузов частично оторвался от рамы и сместился по ней вперед примерно на 200 мм. Ветровое стекло лопнуло, но осталось в проеме. Бензобак цел, но его горловина оторвалась. В салоне выпали из гнезд все плафоны освещения. При ударе ни одна из дверей не открылась. После удара две двери правого борта открыли без труда, водительская сместилась и закрыла доступ к ручке замка. Пришлось надавить на ручку ломиком и... дверь открылась.

 

Руль ушел вверх едва ли не на полметра - при допустимых для легковой машины 80 мм (здесь и далее предельно допустимые величины для легковых автомобилей)! Ремень и, как ни странно, этот гигантский и очень "ранний" ход руля спасли водителю жизнь: он просто поднырнул под руль, избежав сокрушительного удара в лицо. Перегрузка, действующая на голову, составила: при первом ударе о руль - 38 g, при ударе о колонку - 66 g, при ударе головой пассажира № 3 - 11 g. Допустимое значение - 80 g. Нагрузки на шею водителя оказались в 4-5 раз ниже предельно допустимых значений. Грудная клетка сжалась всего на 16 мм при допустимых 50.

 

А вот конечностям досталось. Запредельные деформации пола и переднего щита вызвали смещение педалей на добрых полметра - при допустимом 200 мм. Ноги водителя оказались намертво зажаты между педалями и сиденьем - например, показатель травмирования левой голени достиг 1,9 ед. при допустимых 1,3. А изгибающий (читай - ломающий) момент - 1,9 кН.м у стопы и 1,4 кН.м у колена, при предельно допустимых 1,2 кН.м. Кроме того, левая кисть водителя зажата под передней панелью.

 

Пассажиры при ударе полетели вперед, некоторые продолжали «полет» и после остановки машины. Меньше всего повезло паре, сидевшей сразу у входа: они погибли. Легче других отделался "хитрец", устроившийся в заднем отсеке сразу за спинкой сиденья - она его и спасла.

 

Называется, приехали... Если подобное произошло с сидевшими пассажирами, то что уж говорить о людях, согнутых в три погибели и стоящих на полусогнутых ногах. Правда, конструкторы «Газелей» на сегодняшний день кресла разместили по другому принципу, чем в ГАЗ-322132, но «стояков» это вряд ли спасает.

 

Замкнутый круг с множеством неизвестных

 

О том, как ездят николаевские маршрутные такси, уже, наверное, можно слагать легенды. Не стоит, конечно, хаять всех, но, как говорится, ложка дегтя может испортить самую большую бочку самого пахучего меда. По сути же, в гонке за пассажирами некоторые водители маршрутных такси устраивают между собой гонки, рискуя не только своими жизнями, но и жизнями пассажиров. Чего только стоит прошлогодняя авария, в которой на перекрестке Московской и Буденного столкнулись трамвай и «Газель». В этом страшном ДТП тогда пострадало 13 человек. ГАИшники в ответ на резонансную аварию ответили рейдами. Инспекторы массово «ставили» маршрутки за многочисленные нарушения на штрафплощадку, облагая водителей штрафами, а начальник УГАИ в Николаевской области почти на каждой пресс-конференции отмечал, что из-за низких штрафов бороться с нарушителями нереально - ведь любой из них мог откупиться за содеянное просто смешными суммами. И вот оно случилось - 17 ноября вступили в силу новые штрафы. И пошло-поехало... ГАИшники начали штрафовать нарушителей уже по-новому, как говорится, с душой, штрафуя как автолюбителей, так и все тех же частных пассажироизвозчиков, облагая их уже новыми, повышенными штрафными санкциями. В ответ на это в лучшую сторону начала выравниваться статистика - платить ведь суммы, указанные новым законодательством, не охота никому.

 

Но, не прошло и месяца, как волком взвыли все те же маршрутчики. Благо, у них в этой сфере монополия и... объявили забастовку. Можно, конечно, возразить насчет монополии, заявив в качестве аргумента о конкурсах, проводимых среди фирм-перевозчиков, но... ни для кого не является секретом, как проводятся эти конкурсы, и каких масштабов достигает «коммерция» в этой сфере. В общем, свои ультиматумы фирмы-перевозчики выставили ГАИ. Мол, «обложили» непомерными штрафами, работать стало нерентабельно, да и вообще инспекторы придираются к ним не «по теме». По их мнению, это и штрафы за «неправильные» подъезды к остановочным павильонам, и перевозка все тех же стоячих пассажиров. Что касается остановок в городе, так это вообще отдельная тема. Многие из них оборудованы не по времени и не вмещают всех желающих - пока на остановке «разгружаются» две-три маршрутки, минимум еще две уже им сигналят.

 

Вполне логичным выходом из такой ситуации стал бы переход на автобусы средней и большой вместимости. Но и здесь появляются свои подводные камни. В случае такого перехода одним автобусом можно будет заменить три-четыре маршрутки, но минимум два водителя останутся без работы. К тому же, немаловажной проблемой является и факт того, что в Украине пока не научились делать качественные автобусы. Те же, которые выпускаются, например, «Богданы» уже через полгода эксплуатации начинают массово выходить из строя. Понятное дело, что в условиях экономического кризиса ни у кого из предпринимателей не поднимется рука закупить автобусы иностранных производителей.

 

Теоретически, можно было бы, конечно, оставить все как есть и не устраивать рокировок маршрутки-автобусы. Но... что же делать со стояками? По подсчетам директоров фирм-перевозчиков - об этом они заявляли на совещании в УГАИ области - для того, чтобы маршрутки нормально справлялись с "работой", необходимо на улицы города вывести еще как минимум 700 машин. Вот это уж точно приехали... Николаевские дороги и с этими-то справиться не могут, а тут еще 700. Добавим сюда и еще одну проблемку - как только увеличится количество маршруток, водители начнут кричать о нерентабельности работы с еще большей силой. Оно и неудивительно - количество машин на маршрутах увеличится, а количество пассажиров останется прежним. Если даже теоретически предположить, что наши чиновники все-таки пойдут на этот шаг и позволят увеличить стоимость проезда, рядовым николаевцам тогда не позавидуешь. Если предположить, что тариф будет 2 гривны, то средней семье в три человека придется в месяц выкладывать как минимум около 250 гривен на проезд. И это лишь с учетом того, что они будут ездить лишь на работу и с работы - по выходным же им придется сидеть дома или пользоваться «одиннадцатым маршрутом», то есть ходить пешком.

 

В общем, как говорится, вопросов много, а вот отвечать на них чиновники пока особенно не торопятся. Нет, они, конечно, говорят заумными фразами на своих пресс-конференциях, чего-то бегают по городу, но... ситуация с пассажирским извозом как была проблематичной в корабельном крае, такой и остается до сих пор.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Не уверен в том, что не является. Формально, по документам, маршрутное такси это тот же автобус, только особо малой вместимости и работающий на договорной основе. Хотя не исключаю, что последний фактор договорность маршрута выводит его из этой категории.

 

А так, полностью согласен с Зеркалом на счет правила трех Д, тем более что за рулем маршруток в подавляющем большинсте именно эти самые Д и сидят.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

и как будто видела себя ос стороныЮ кроме некоторых моментов

Великолепная статья, надо будет друзьям прочитать, которые тоже вечно на маршрутках ездёт

Спасибо :wink:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×